
Стартрек: Возмездие, или Человек в футляре
Очередной, 12-й, фильм кинофраншизы «Стартрек» (Star Track: Into Darkness) с Крисом Пайном (Chris Pine) в роли капитана Кирка, Захари Куинто (Zachary Quinto) в роли Спока, а главное, с Бенедиктом Камбербатчем (Benedict Cumberbatch) в качестве террориста Джона Харрисона. Режиссер Джей Джей Абрамс (J.J. Abrams).
Земля. В Лондоне происходит странный теракт: взорвано здание архива Воздушного флота. Командование собирается в штаб-квартире в Сан-Франциско, чтобы обсудить террориста №1 – некого Джона Харрисона, – где, собственно, и подвергается еще одной его атаке. Капитан Кирк выживает вместе со Споком и адмиралом Маркусом (Питер Уэллер) (Peter Weller). По приказу адмирала он с командой «Энтерпрайза» отправляется на клингонскую границу, чтобы найти и уничтожить преступника. Миссия грозит обернуться провокацией, которая развяжет новую войну с Клингоном. Все кажется подозрительным – от новой сотрудницы, присланной командованием, до 72-х секретных торпед, доставленных на борт «Энтерпрайза». Да и Харрисон с трудом тянет на повод для взрыва пусть и необитаемой, но все же планеты Кронос.
Что можно сделать с легендарной франшизой, скованной двумерностью персонажей еще в конце 60-х годов? Фантастическая утопия, обкатанная за 50 лет на всех носителях – от телевидения и полнометражного кино до комиксов, анимации и пластиковых фигурок – что, в принципе, можно с ней сделать, когда нельзя трогать километровые залежи из ожиданий фанатов и переписывать законы развития сюжета? Можно совершенствовать спецэффекты, а еще попытаться работать с талантливыми актерами на ролях второго и третьего плана. Именно этим и занимался Джей Джей Абрамс. Он ухитрился придать глубину фильму, который этого не то, что не предполагает, но строится на очевидных аксиомах оси черное-белое. Добро – это демократия, любовь, жизнь, свобода, семья, мир. Зло – разрушение, «плохие качества и эмоции» и воинственность. Абрамс вводит в систему лишь одну переменную – человеческую природу. Будь ты сверхчеловек, просто человек или получеловек, ты всегда субъективен. В фильме «Стартрек: Возмездие» абсолютное зло отсутствует, зато относительных целых два. У каждого свои причины, своя логика, свое оправдание. А тут еще Спок с внутренним конфликтом физика и лирика. Один только капитан Кирк прост и незатейлив, как шариковая ручка.
Трейлер фильма “Стартрек: Возмездие” (Star Track: Into Darkness)
Крис Пайн, пожалуй, один из немногих актеров франшизы, который вписывается в свою роль с точностью 100%. Остальные? Они, как люди в футлярах, снаружи раскрашенный картон, а внутри – нечто интересное, бурлящее. Незатейливые диалоги с обязательными шутками только подчеркивают контраст. Бенедикт Камбербатч, в этом смысле, выглядит как настоящий артефакт внутри целостной картины. Прокаченный английский сноб-интеллектуал, гениальный, высокомерный, искренний в своей извращенной логике. Смотреть на него интересно, за него хочется переживать, ему легко сочувствовать. А в конце с ним жалко расставаться, потому что все его сцены – другое кино про борьбу за независимость и спасение своей расы, рядом с которой земные катастрофы кажутся детским утренником. Впрочем, Захари Куинто в роли Спока периодами выпадает из контекста не меньше – харизму гримом не замажешь особенно на крупных планах. Очарователен Саймон Пег (Simon Pegg), карикатурен Антон Ельчин (Anton Yelchin). И, если честно, то наблюдая за их застегнутыми в дурацкие костюмы персонажами хочется сказать: «Ребята, да бог с ними, с фанатами. Давайте снимем другой «Стартрек» про сложных героев, про живые эмоции, про талант, про поражения и про тщеславие, про то, что зло относительно, мораль неоднозначна, а абсолютно положительных героев в реальности не существует».